Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Аургазинская централизованная библиотечная система»
муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан
(МБУК «Аургазинская ЦБС» МР Аургазинский район РБ)

Отрывок из документальной повести В. Бикташева «Мы старше своей смерти»

 #90летАургазинскомурайону

… После войны Рамиль поехал в Народную Польшу. Из Варшавы он тотчас же направился в Освенцим.
Это правда:мало кто способен сохранить спокойствие, увидев то, что ему демонстрируют в музее (бывший лагерь превращен в национальный музей). Но большинство нынешних паломников, посещающих это трагическое место, где пало четыре миллиона жертв гитлеровского режима, – молодые люди. Освенцим для них – только история. Они не сталкивались с нацистами, облеченными безграничной властью. И только понаслышке знают, что такое коричневая чума и скольких жертв стоила победа над нею. Самого Гитлера они представляют себе смутно, где-то в общем ряду с Атиллой и Чингиз-ханом.
Иначе воспринимал Освенцим Рамиль. Он словно вернулся на Голгофу, где его с товарищами распинали. Он снова переживал все унижения и истязания трех лет фашистского плена.
Рамиль шагал по лагерштрассам Освенцима, вычерченным, как и в Дахау, педантичным геометром. Глядел на коротконогую виселицу, и тут установленную на аппельплаце, рядом с помостом для рапортфюрера. Отметил незнакомое по Дахау измышление местного садиста: карцер без окон и дверей, напоминающий внутренность русской печи, если её наглухо заложить кирпичами. В каждый такой карцер запихивали на ночь человек восемь штрафников, чтобы они не могли ни сесть, ни лечь… Воздух поступал только через щелку размером десять на тридцать миллиметров. За ночь двое-трое умирали, но стоявшие вплотную друг к другу узники до самого утра не могли сбросить трупы на пол…
Бикташев В. М. Мы старше своей смерти. Записки узника Дахау. Башкирское книжное издательство, Уфа, 1990.-352с.
ISBN 5-295-00448-1