Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Аургазинская централизованная библиотечная система»
муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан
(МБУК «Аургазинская ЦБС» МР Аургазинский район РБ)

#90летАургазинскомурайону Известные деятели театра – наши земляки

В нашем районе начиналась творческая жизнь многих известных деятелей театра и музыки.
Одним из основателей первого национального театра в Стерлитамаке можно назвать Гиляжа Гумерского, настоящее имя Минлебаев Гилязетдин Фасхитдинович; из д.Староитикеево Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (Аургазинский р-н РБ)1890 – 26.11.1967, Уфа], драматурга.
Когда он в 1912 году появился в городе, за плечами этого выпускника известного Уфимского медресе «Гусмания» были годы учительства в волостной школе в родной Миркит-Минской волости и работа библиотекарем в избе-читальне. Перечитав в библиотеке все доступные пьесы будущих классиков татарской и башкирской драматургии, он загорелся идеей создания национального театра. Ближайшим к его волости городом в то время был Стерлитамак.
Здесь он первым делом направился в клуб «Ашкадар» – место встреч продвинутой национальной молодёжи города. Клуб был создан ещё в 1910 году купеческим сыном Фахри Валидовым. По вечерам молодые люди там занимались музицированием. Сам Ф.Валидов великолепно играл на мандолине, гармонике, пианино и научил этому своих друзей. Он с воодушевлением подхватил идею Гумерского. Для постановки была выбрана комедия Г.Камала «Несчастный жених».
Репетировали в доме купца Патрикеева, что на углу нынешних улиц Б.Хмельницкого и К.Маркса. На втором этаже оборудовали что-то наподобие сцены. Костюмы и прочий реквизит приносили из дому, что-то подшивали, подгоняли. Сами и музицировали, благо был свой небольшой оркестрик. Он же развлекал публику в антрактах.
Говорят, успех превзошёл все ожидания. Овациям не было конца, а местное купечество после премьеры организовало банкет и задарило артистов деньгами. Роли исполнили Зухра Аблаизова (впоследствии выступавшая под псевдонимом Сара-ханум), Гарифа и Сабира Валидовы (сестры Фахри Валидова), жена Гиляжа Гумерского Гильмениса (учительница женского медресе), его сестра Гульшат и ее муж Ханафи Даутов, сестра З.Аблаизовой Гульсум со своим будущим мужем Габдельхалитом Алпаровым, учитель медресе Терегулов и его жена Зулейха, Мустафа Идрисов, Мадина Еникеева…
Клуб «Ашкадар» базировался в первом и единственном кинотеатре города «Мираж». Здесь же состоялась и премьера спектакля. Потом были «Асылъяр» М.Файзи, «Башмачки» Х.Ибрагимова, «Зулейха» Г.Исхаки и пьесы самого Г.Гумерского.
Как драматург известен комедией “Уйламағанда ике никах” (“Нежданных два брака”) ,в основе которой тайный брак дочери купца и бедного учителя медресе. Драмой “Һуғышта” (“На войне”; обе – 1917) посвящена Первой мировой войне. Автор неопубл. пьес “Аталар күҙ йәше” (“Отцовские слёзы”), “Көнләшеү” (“Зависть”) и др.
В историю театрального искусства Башкирии и России как один из первых профессиональных актеров национального театра вошел Амин Фахреевич Зубаиров. Абдулла-Амин Фахреевич Зубаиров родился 18 марта 1891 года в деревне Ишлы Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне одноименное село Аургазинского района Республики Башкортостан). Рос и воспитывался в крестьянской семье.
С 1906 года он учился в уфимском медресе «Гусмания», затем продолжил учебу в знаменитом медресе «Галия». К сожалению, полный учебный курс ему окончить не удалось по материальным причинам, поскольку обучение в медресе было платным и составляло существенную сумму.
В Уфе Амин Зубаиров проявил интерес к театру. Под псевдонимом Амин Узеньский он играл в любительских спектаклях, участвовал в литературно-музыкальных концертах. Позже как профессиональный актер выступал в первых национальных театральных коллективах «Сайяр» Кудашева-Ашкадарского (1909-1911) и «Нур» (1912-1914) Гиззатуллиной-Волжской. В Гражданскую войну руководил любительскими театральными кружками в воинских частях и клубах Уфы. С 1919 года Амин Зубаиров являлся актером Показательного татаро-башкирского театра, который позже вошел в состав Башдрамтеатра. С 1922 года и до последних дней жизни работал в Башкирском государственном театре драмы.
Наиболее памятные роли актера Ходжа Насретдин (по одноименным произведениям Наки Исанбета, Гарифа Гумера и Эльтона), Хайруш («Башмачки» Хабибуллы Ибрагимова), Осип («Ревизор» Николая Гоголя), Шмага («Без вины виноватые» Александра Островского), Щукарь («Поднятая целина» Михаила Шолохова), Дож («Отелло» Уильяма Шекспира), Патриарх («Борис Годунов» Александра Пушкина), Бадри («Галиябану» Мирхайдара Файзи), Кормый и Сураман («Карлугас» и «Салават Юлаев» Баязита Бикбая), Гимади («Черноликие» Гайнана Амири и Валиахмета Галимова по одноименной повести Мажита Гафури) и другие
Амин Зубаиров оставил свой творческий след и в отечественном кино. В известном фильме Якова Протазанова «Салават Юлаев», который вышел на экраны страны в 1940 году, он создал запоминающийся образ Айтугана.
Село Толбазы – село театральное. Отсюда берет свои истоки Салаватский башкирский драмтеатр.
Салаватский государственный башкирский драматический театр старше города, который дал ему имя. Салаватский период в истории театра начинается с 1956 года, а год его рождения – 1933, и назывался он в то время Аургазинский колхозно-совхозный театр. Аургазинский театр образовался на основе драмкружка при Карамалинском районном клубе, в котором занимались передовые учителя окрестных школ. Первой настоящей постановкой кружковцев стала «Голубая шаль» К.Тинчурина. После этого события, весной 1933 года, незадолго до начала посевной, при ходатайстве бюро райкома партии, драмкружок под руководством Губайдуллы Якупова обретает статус профессионального колхозно-совхозного театра и начинает основательную работу. После окончания Уфимского техникума искусств в молодой театр приехали артисты Галлям Галиев, Фаяз Вахитов, Газиза Уметбаева, Накия Алтынбаева, из Стерлитамакского педагогического училища – Бикташ Калимуллин.
Для повышения профессионального уровня Аургазинского театра, башкирское правительство направило сюда Елизавету Сыртланову-Шляхтину – известного деятеля искусств, заслуженную артистку Башкортостана. Знаменитая Лиза-апай стала первым профессиональным режиссером театра.
В репертуаре довоенного периода – классика башкирской, татарской драматургии, пьесы золотого фонда русского театра -«Молодые сердца» Ф.Бурнаша, «Сибиряк Гильман» А.Тагирова, «Галиябану» Х.Ибрагимова, «Без вины виноватые» А.Островского. Аургазинцы завоевывали главные призы фестивалей колхозно-совхозных театров. Мало-помалу Аургазинский театр из самодеятельного кружка переходил на уровень профессионального. При поддержке башкирского правительства развивалась материальная база театра.
Вспоминает известная артистка Газиза Насырова: “Когда образовался Аургазинский профессиональный театр, я была еще подростком, однако уже тогда страстно хотела выступать на сцене. День и ночь мне не давала покоя эта мечта. После долгих мучительных раздумий я пришла в клуб. Была не была, попытаю счастья. В клубе меня встретила Лиза-ханум. Поздоровались. Она как-то по-матерински посмотрела на меня и спрашивает: “Ты по какому делу, красавица?” Я все сразу выложила: “Возьмите меня в артистки.” Лиза-ханум с улыбкой пригласила меня в кабинет, порасспрашивала меня о житье-бытье, а потом говорит: “У сцены свои требования, свои законы. Чтобы стать артисткой, мало одного желания. Тяжело дать тебе роль сейчас. ” Сердце мое сжалось от предчувствия неудачи. “Тоже мне, артистка нашлась”, – ругала я себя мысленно. Но скоро мои страхи рассеялись. “Если согласна – поработай у нас костюмером. Потихоньку научишься, подберу тебе подходящую роль.” Вот так в 1937 году я стала работать в Аургазинском театре.
Газиза Галиаскаровна Насырова – известная театральная актриса, одна из первых профессиональных деятелей национального театра – родилась 15 сентября 1916 года в деревне Семенкино Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Аургазинского района Республики Башкортостан, в крестьянской семье.
С детства Газиза буквально грезила театром. С 1931 года играла в самодеятельных драматических кружках. В 1937 году исполнилась ее давняя мечта — она стала актрисой Аургазинского колхозно-совхозного театра. Вместе с театром в 1956 году она переехала в Салават, где он начал называться Салаватским государственным башкирским драматическим театром. Всю свою долгую театральную жизнь Газиза Насырова была верна одной сцене, где играла до 1993 года — целых шесть десятилетий.
Она создала актерскую семью вместе с коллегой по театру Бикташем Калимуллиным. Супруги постоянно завоевывали главные призы всех республиканских фестивалей колхозно-совхозных театров, которые до войны проводились ежегодно.
В годы Великой Отечественной войны Газиза Насырова вместе с другими шестью актрисами театра совершила своеобразный подвиг. Все мужчины-актеры ушли на фронт, и театр остался на их плечах. Актрисы играли все мужские и женские роли. За все годы войны не было ни одного дня без спектакля. Даже в самые тяжелые времена театр дарил людям радость и светлую надежду.
Уже в наши дни в репертуар Салаватского драматического театра вошел спектакль по пьесе драматурга Нажиба Асанбаева «Семь девушек», который всегда пользуется успехом. Это рассказ о семи актрисах, сохранивших театр, несмотря на голод и лишения. Одну из главных героинь спектакля зовут Газиза — в память о Газизе Насыровой.
Газиза Насырова имела огромный репертуар. За долгие годы работы в театре она сыграла почти все художественные типы башкирских женщин: фольклорные образы из пьес Мухаметши Бурангулова, Даута Юлтыя, Хабибуллы Ибрагимова, яркие социальные типы из произведений Мажита Гафури, Сагита Мифтахова, Хадии Давлетшиной, многоплановые реалистические образы Мустая Карима, Ибрагима Абдуллина, Асхата Мирзагитова, Нажиба Асанбаева, Ангама Атнабаева и других драматургов. Она блестяще создавала любые образы — от комедийных до трагических.
В конце 80-х годов прошлого столетия Газиза Насырова стала одним из организаторов татарского театра «Нур».
Легендарная актриса, заслуженная артистка БАССР – Галия ((Минигаян) Мусарафовны Амирханова тоже родом из с. Толбазы
Ее имя широко известно не только в городе Салават, но и за его пределами. Она посвятила родному театру всю свою жизнь. Галия – это ее сценическое имя. Родители нарекли ее Минигаян и даже не предполагали, что их дочь станет актрисой и впоследствии возьмет себе имя героини из спектакля “Галиябану”. Так и “родилась” Галия Амирханова.
Галия с пяти лет мечтала стать актрисой: смотрела на Луну и просила ее воплотить ее мечту в жизнь. В Толбазах базировался Аургазинский колхозно-совхозный театр. Маленькая Галия засовывала голову в печку и буквально орала песни, чтобы из трубы слышали. Надеялась: пройдут мимо артисты, услышат, как она поет, и скажут: такую талантливую девочку обязательно возьмем в актрисы. И как не взять: на все репетиции бегала, хоть ее и гоняли. Билет на спектакль не могла купить: их было четверо детей, она старшая, мать на лесоповале весь день. Жили бедно. Однажды, в Толбазы приехал инструктор из управления культуры, который и устроил ей прослушивание в театре, а режиссер Гилязев отправил ее в театральное училище, в Уфу. Шел 49-й год. Училась она два года, затем работала в родном селе, а зимой 56-го она стала городской жительницей, салаватцем. На улице Гагарина им дали один подъезд дома, который сразу же стали называть актерским. Галия апай с нетерпением ждала первой встречи с салаватским зрителем. Это был ее зритель: деревенские парни и девчата из разных уголков Башкортостана, приехавшие на ударную стройку. Коллектив театра стал частью единого целого – города Салавата. Так началась история… В родном театре Галия Амирханова создала около двухсот различных по своему характеру ролей.
Еще одна уроженка с. Толбазы актриса Гульшат Ибрагимовна Зиязетдинова — выдающаяся театральная актриса, народная артистка Республики Башкортостан. Одна из самых ярких представителей «второго поколения» артистов Салаватского государственного башкирского драматического театра.
Гульшат Ибрагимовна Зиязетдинова родилась 22 сентября 1947 года в селе Толбазы Аургазинского района Республики Башкортостан. Она – дочь известных родителей: заслуженной артистки БАССР Закии Ахмеровой и Ибрагима Ахмерова, одного из основоположников Салаватского театра . Понимая всю ответственность знаменитой фамилии, актриса достойно продолжает династию своих родителей.
В 1973 году Гульшат Ибрагимовна окончила театральный факультет Уфимского государственного института искусств. С того же времени в труппе Салаватского государственного башкирского драматического театра. Как самобытная актриса, Гульшад Зиязетдинова впервые заявила о себе в роли Сарби в спектакле «Башмачки».
В творческом багаже Г.Зиязетдиновой свыше ста ролей в театре, а так же роли в кино. Зрители Башкирского телевидения успели полюбить ее Сакину в сериале Анвара Нурмухаметова «Ай кызы-2». Она снялась и в фильме молодого режиссера Равиля Хакимова «Галиябану» по пьесе М.Файзи.
Как бы ни органично смотрелась Гульшат Ибрагимовна в кино, театр для нее является первостепенным. «Я – дитя театра», – любит говорить она.
В репертуаре актрисы роли разные – от ярких, почти гротесковых характеров, как Халима в спектакле «Вот так случилось» по пьесе Т.Миннуллина до глубоких и сложных, весьма неоднозначных ролей как Екатерина II в спектакле «Салават» или Танкабике в постановке «В ночь лунного затмения» по произведению Мустая Карима…
Выразительность образов, богатство красок проявились при создании образов Галиябану «Галиябану» М.Файзи, Нина «Порог» Дударева, Дильфуза «Прости меня, мама!» Р.Батуллы, Суфия «Оставайтесь солнцем!» А.Папаяна, Залифа «Матери ждут сыновей» А.Мирзагитова, Фариха «Тополя моей юности» К.Акбашева, Халима «Вот так случилось…» Т.Миннуллина, Шаблова «Поздняя любовь» А.Н.Островского и др.
Значительным явлением в творческой биографии актрисы стала роль Екатерина II в трагедии М.Карима «Салават». Создание исторического образа Екатерины II явилось еще одной вершиной творческого успеха актрисы. В последние годы значительное место в репертуаре актрисы принадлежит образам матерей, сыгранным Гульшад Зиязетдиновой с душевной теплотой, большой эмоциональной силой и жизненной достоверностью. Это роли в пьесе Н.Асанбаева «Зайтунгуль» (Зайтунгуль), М.Карима «В ночь лунного затмения» (Танкабика), А.Атнабаева «Он вернулся» (Шамсинур). В роли Шамсинур Зиязетдиновой удалось передать всю гамму чувств и трагедию матери, создать объемный, запоминающийся образ, что было отмечено критиками на республиканском фестивале «Театральная весна – 2009». За 40 лет работы в театре, накопив актерский опыт, Гульшад Ибрагимовна выросла в актрису -ветерана сцены.
Лауреат премии им. Г.Ибрагимова КУДАШЕВА РАМЗИЯ ХУББУТДИНОВНА (1952 – 2006) – уроженка деревни Мурадым Михайловского с/с. Окончила Уфимский институт искусств (1974). В 1974-96 гг. работала в Сибайском театре, с 1996 г. работала в Стерлитамакском башкирском театре. Заслуженная артистка Башкирской АССР (1991)
С особой теплотой встретили зрители земляка, уроженца д.Мустафино Альберта Ибрагимова – одного из ведущих актеров Нижнекамского государственного театра им. Туфана Миннуллина, который гастролировал у нас в районе несколько лет назад.
Альберт Хамзиевич Ибрагимов – заслуженный артист Республики Татарстан (2014), член Союза театральных деятелей РФ. Родился 6 мая 1961 года в деревне Мустафа Аургазинского района Башкирской АССР. В 1990 году окончил Казанский государственный институт культуры и искусств. В 1987-1989 гг. работает артистом Альметьевского государственного татарского драматического театра. С 1999 года артист Нижнекамского государственного татарского драматического театра им. Т.А. Миннуллина и вот уже более 20 лет служит этому театру. За эти годы им создан ряд ярких сценических образов, таких, как Ризван в спектакле «Хитрые девушки» Т.Миннуллина, Ялчыгол в пьесе «Ночь лунного затмения» М.Карима и др. Зрители не раз убеждались в высоком актерском мастерстве Альберта. Он пластичен, органичен на сцене, исполнил много интересных и ярких ролей, которые запомнились зрителям.