Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Аургазинская централизованная библиотечная система»
муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан

Жизнь и творчество актрисы

#Календарь_знаменательных_дат#Аургазинский_район
Жизнь и творчество актрисы Газизы Насыровой
(к 105-летию со дня рождения)
Культурная общественность республики отмечает 105-летие со дня рождения Газизы Насыровой — известной театральной актрисы, одной из первых профессиональных деятелей национального театра, которая внесла значимый вклад в становление Салаватского драматического театра. Она отдала сцене около шестидесяти лет жизни.
Газиза Галиаскаровна Насырова родилась 15 сентября 1916 года в деревне Семенкино Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Аургазинского района Республики Башкортостан, в крестьянской семье.
С детства Газиза буквально грезила театром. С 1931 года играла в самодеятельных драматических кружках. “Когда образовался Аургазинский профессиональный театр, я была еще подростком, однако уже тогда страстно хотела выступать на сцене. День и ночь мне не давала покоя эта мечта. После долгих мучительных раздумий я пришла в клуб. Была не была, попытаю счастья. В клубе меня встретила Лиза-ханум. Поздоровались. Она как-то по-матерински посмотрела на меня и спрашивает: “Ты по какому делу, красавица?” Я все сразу выложила: “Возьмите меня в артистки.” Лиза-ханум с улыбкой пригласила меня в кабинет, порасспрашивала меня о житье-бытье, а потом говорит: “У сцены свои требования, свои законы. Чтобы стать артисткой, мало одного желания. Тяжело дать тебе роль сейчас. ” Сердце мое сжалось от предчувствия неудачи. “Тоже мне, артистка нашлась”, – ругала я себя мысленно. Но скоро мои страхи рассеялись. “Если согласна – поработай у нас костюмером. Потихоньку научишься, подберу тебе подходящую роль.” Вот так в 1937 году я стала работать в Аургазинском театре» – вспоминала Газиза Насырова
Вместе с театром в 1956 году она переехала в Салават, где он начал называться Салаватским государственным башкирским драматическим театром. Всю свою долгую театральную жизнь Газиза Насырова была верна одной сцене, где играла до 1993 года.
Газиза Насырова не получила театрального образования. Все свои университеты она прошла в родном театре. Помогали ей в этом огромная любовь к своей работе, житейская мудрость, прирожденное старание, внимательность, и, конечно, учителя, у которых Газиза Галиаскаровна училась всегда, в любом возрасте.
Первые уроки сценического мастерства она получила у выдающегося режиссера Елизаветы Сыртлановой-Шляхтиной, которая считается основателем Аургазинского театра. Позже Газиза Насырова успешно работала с режиссерами Ахметом Садыковым, Вазихом Сайфуллиным, Кимом Надыршиным, Халитом Усмановым, Леком Валеевым, Анваром Нурмухаметовым, каждый из которых много дал актрисе в понимании тонкостей актерского мастерства. С 1953 года Газиза Галиаскаровна являлась членом Союза театральных деятелей.
Актриса создала актерскую семью вместе с коллегой по театру Бикташем Калимуллиным. Супруги постоянно завоевывали главные призы всех республиканских фестивалей колхозно-совхозных театров, которые до войны проводились ежегодно.
В годы Великой Отечественной войны Газиза Насырова вместе с другими шестью актрисами театра совершила своеобразный подвиг. Все мужчины-актеры ушли на фронт, и театр остался на их плечах. Актрисы играли все мужские и женские роли. За все годы войны не было ни одного дня без спектакля. Даже в самые тяжелые времена театр дарил людям радость и светлую надежду. Уже в наши дни в репертуар Салаватского драматического театра вошел спектакль по пьесе драматурга Нажиба Асанбаева «Семь девушек», который всегда пользуется успехом. Это рассказ о семи актрисах, сохранивших театр, несмотря на голод и лишения. Одну из главных героинь спектакля зовут Газиза — в память о Газизе Насыровой.
Газиза Насырова имела огромный репертуар. За долгие годы работы в театре она сыграла почти все художественные типы башкирских женщин: фольклорные образы из пьес Мухаметши Бурангулова, Даута Юлтыя, Хабибуллы Ибрагимова, яркие социальные типы из произведений Мажита Гафури, Сагита Мифтахова, Хадии Давлетшиной, многоплановые реалистические образы Мустая Карима, Ибрагима Абдуллина, Асхата Мирзагитова, Нажиба Асанбаева, Ангама Атнабаева и других драматургов. Она блестяще создавала любые образы — от комедийных до трагических.
«В Салаватском театре я ставила спектакль по пьесе М.Бурангулова «Шаурэкэй». Газиза Насырова играла роль подлой ведьмы, игра ее доставляла мне только великое удовольствие. Я не ошибусь, если скажу, что природный талант, чуткость и чувствительность сделали из нее великого артиста. На первый взгляд, она не имеет специальных знаний, вроде бы не знает сценических законов. Но она понимала, как донести свою роль до зрителей. Она не брала уроки танца, но в ходьбе демонстрировала естественную гибкость. В каком бы жанре она ни создавала роль, она вдохновляла людей, либо она смешила, либо подвергала к размышлениям» – вспоминала режиссер Фардуна Касымова.
Среди самых успешных ролей Газизы Насыровой — Жихан («Башмағым» — «Башмачки» Хабибуллы Ибрагимова), Юмабика («Ҡыйыу ҡыҙҙар» — «Смелые девушки» Тази Гиззата), миссис Даджен («Иблис шәкерте» — «Ученик дьявола» Бернарда Шоу), Хазина («Балаҡайҙарым» — «Дети мои» Ангама Атнабаева), Сафура («Әсәләр көтәләр улдарын» — «Матери ждут сыновей» Асхата Мирзагитова), Мать («Ҡанлы туй» — «Кровавая свадьба» Федерико Гарсия Лорки) и другие, в которых актриса раскрыла духовную силу женского характера.
В конце 80-х годов прошлого столетия Газиза Насырова стала одним из организаторов татарского театра «Нур». В 1993 году ее проводили на заслуженный отдых с большим почетом. За большой вклад в развитие театрального искусства постановлением правительства Башкортостана от 23 февраля 1993 года Газизе Насыровой была установлена отдельная доплата к пенсии. В Салавате до последних дней жизни она жила в скромной квартире по улице Гагарина.
За многолетний плодотворный труд и значительный вклад в развитие национального театра Газизе Галиаскаровне были присвоены почетные звания заслуженной и народной артистки Башкирской АССР.
Газиза Насырова скончалась 25 апреля 1994 года и похоронена в Салавате.
Актрисе посвящены статьи в 4-м томе Башкирской энциклопедии, Краткой энциклопедии «Башкортостан», на сайте Салаватского башкирского драматического театра, в книге «Драматическое искусство Башкортостана».

Подготовлено по материалам «Башинформ» и сайта Салаватского башкирского драматического театра.

7+